Мост

Край: Устецкий
 
Исторический регион: Чехия
Территория: 86,94 км²
Население: 85 тыс. человек
Официальный сайт города: www.mumost.cz
 
Мост – это город на северо-западе Чехии в Устецком Крае. Стоит на реке Билине и является административным центром района Мост – одного из семи районов Устецкого края.
 
 
 

История города

 
Первые упоминания о заселении местности, где ныне располагается город Мост, содержатся в повествованиях Космаса, датируемых 10 веком. Тогда эта территория была болотистой, и дорога представляла собой целую серию мостов и переходов. Именно отсюда и берет свое начало название города. Путь через эти места активно использовался купцами, следовавшими их Праги в немецкую Саксонию, поэтому здесь была образована крепость, названная Pons Gnevin (по имени основателя крепости Гнева из рода Грабишицей).
 
После смерти последнего представителя рода в 1228 году, территория крепости отошла во владения рода Пршемысловичей, во время правления которых город получил большое количество привилегий от государства. В этот период город процветал, пополняя казну не только за счет торговли, но и разведения виноградников в окрестностях Моста.
 
В 15-16 веках город пережил серию пожаров, которые сильно изменили облик города. Была проведена масштабная модернизация и активная фаза городского строительства. К этому времени относится и сооружение костела Девы Марии (архитектор Якуб Хайльманн), речь о котором пойдет чуть позже.
 
В период Тридцатилетней войны Мост попал под шведское влияние и все попытки чешской армии вернуть крепость обратно оказались напрасными. Местные жители видели в крепости и ее военно-стратегическом значении корень всех бед, которые постигали город, поэтому подали прошение императору о сносе крепости. Так, в 17 веке, сердце города было уничтожено по просьбе самих жителей, и Мост утратил свое прежнее политическое и стратегическое значение.
 
 
Прошло два века, прежде чем город вернул себе свою значимость, на этот раз вызванную тем, что там были найдены крупнейшие месторождения угля. Это событие стало отправной точкой для бурного развития Моста: за короткий промежуток времени здесь была построена железная дорога, сахарный, фарфоровый, сталелитейный, пивоваренный заводы и многое другое. В начале 20 века в городе была построена городская электрическая дорога, связавшая Мост с близлежащими городами. В1911-1913гг. для обеспечения все увеличивающегося количества жителей питьевой водой была построена плотина на Кржижатках.
 
Вторая половина 20 века внесла масштабные изменения в жизнь и облик города. В послевоенных условиях потребность в угле росла, и объемы добычи этого топлива в Мосте и его окрестностях стремительно росли. Это привлекало в город новых рабочих, которых необходимо было обеспечивать жильем. Для этого решено было начать строительство новых микрорайонов, составленных из современных многоэтажных зданий. По мере того, как росли новые жилые массивы, развивалась и транспортная система города – в эксплуатацию вводились новые трамвайные линии, разрабатывались новые автобусные маршруты.
 
1963 год стал важной вехой в истории города. Именно в это время потребность в увеличении объемов добычи угля резко возросла, а под центром города были сосредоточены крупнейшие месторождения драгоценного топлива. В этой связи городской совет принял решение о сносе исторического центра города и переселении жителей в новые районы. Несмотря на огромные масштабы, затратность и трудоемкость мероприятия, государство должно было выгадать более миллиарда крон в ходе разработки месторождений. Предполагалось, что процесс будет проходить в два этапа: сначала будут снесены постройки у подножия холма Гневин и далее до Шмеральдовой площади; на втором этапе сносу подверглись прилегающие к центру улицы.
 
Одновременно прекращали действовать многочисленные заводы Моста: сталелитейный, пивоваренный и Северо-чешский керамический. Масштабные изменения коснулись и других аспектов городской жизни: было проложено новое русло реки Билина, построен новый вокзал, железнодорожные и трамвайные линии, один из карьеров был затоплен и превращен в зону отдыха горожан. Город приобрел новый облик, лишь одно сооружение в историческом центре пережило разрушения - Костел Успения Девы Марии. Именно это здание решено было оставить как одну из главных достопримечательностей города. Высказывались самые разнообразные варианты: разобрать костел полностью, а затем сложить на новом месте; сохранить лишь исторически ценные детали и уничтожить остальные; полностью переместить строение как единое целое. В результате был выбран последний вариант. Перенос костела осуществлялся с 1965 по 1967 года и попал в книгу рекордов Гиннеса как перемещение самого тяжелого здания в истории. Скорость движения составляла от 1 до 3 см в минуту, а общее расстояние, которое проехало сооружение, равнялось 841 метру. Для гиганта весом почти 10 тысяч тонн, шириной 29 и длиной 58 метров это была значительная скорость. Сразу после переезда в костеле начались реставрационные работы, и лишь в 1988 году он снова открыл свои двери для посетителей.
 
 
Антикоммунистические настроения, прокатившиеся по Восточной Европе в 70-80гг, затронули и Чехию, а Мост, жители которого страдали от интенсификации угледобычи и катастрофической экологии, принял самое активное участие в свержении старого режима.
 
Одной из проблем города на протяжении долго времени оставалась ситуация с цыганами, проживающими в разных районах Моста. В 1969 появилась острая необходимость переселения около 200 семей (более 1000 человек) в районы за пределами старой части города и среди прочих высказывались мнения о создании отдельного района для цыган, дабы отделить их от остального населения и тем самым локализовать проблемных горожан.
В 1978 году цыганские семьи были переселены в район Рудолице-Ханов, где для них было построено 13 домов.
Период переселения жителей из старого города и активное строительство новых районов сопровождались возведением и новых мест для отдыха и развлечения горожан. В 1973 году был затоплен карьер Бенедикт и на его месте открыта первая купальня (ныне Аквадром). Строились школы, больницы, спортивные комплексы, театры.
 

Город сегодня

 
Современный Мост простирается на правом берегу реки Билины и отличается широкими улицами и обширными парковыми зонами, спроектированными во время переселения жителей из старой части города. Мост через реку символизирует связь между прошлым и будущим этих мест.
 
Интенсивная разработка угольных месторождений на протяжении 20 века не могла не сказаться на экологии города, поэтому сегодня большой внимание уделяется ее улучшению. Прежние однотипные серые здания постепенно сменяют яркие и оригинальные постройки, ориентированные на использование передовых технологий энергосбережения и защиты окружающей среды. Эти же цели преследуются и при организации транспорта в городе и его окрестностях. Стоит только сказать, что Мост является уникальным наряду с Веной городом Европы, в котором городской транспорт не наносит вреда окружающей среде.
Мост представляет собой важный транспортный узел: вблизи города проходит Эрвеницкий железнодорожный коридор - часть шоссе Хомутов – Теплице, а так же железной дороги этого же направления.
 
 
 
Хорошо развито сообщение между Мостом и близлежащими городами. Еще в начале 20 века была введена в эксплуатацию трамвайная линия, соединившая Мост, Литвинов, Залужи и Янов. На сегодняшний день эта линия представляет собой скоростную дорогу, позволяющую за короткий срок добраться до нужного места.
 
Культурная жизнь Моста хоть и не может похвастаться разнообразием, присущим некоторым другим городам Чехии, тем не менее, позволяет жителям и гостям города найти достаточно интересного. Здесь успешно работают два театра, многочисленные выставочные залы, Галерея изобразительных искусств в Костеле Успения Девы Марии.
 
Жителей и гостей города встречают музеи Моста. Областной музей предлагает разнообразные экспозиции по истории этих мест, естественным и общественным наукам. Так же работает технический музей, раскрывающий посетителям историю добычи угля в городе и его окрестностях. Среди других учреждений культуры можно назвать Дом детей и молодежи, Центр свободного времени, многочисленные кинотеатры.
 
Особую роль в жизни Моста играет спорт. На месте разработанных карьеров в черте города были построены масштабные спортивные сооружения, прославившиеся на всю страну. К их числу относят успешно функционирующий Аквадром – огромное пространство водных развлечений и спорта. Здесь гости найдут различные водные аттракционы, бассейны, площадки для различных видов спорта и многое другое. Помимо Аквадрома, Мост радует жителей Аэродромом, который предлагает всем желающим прогулки на легкомоторных самолетах, чтобы насладить видам города с высоты птичьего полета, а так же попробовать прыгнуть с парашутом. Ипподром Моста является вторым по величине в стране и регулярно принимает у себя престижные чемпионаты по конному спорту. Стоит так же упомянуть создание многочисленных парков отдыха, предлагающих разнообразные возможности для семейного времяпрепровождения и развлечений.
 
 
Необычный ландшафт этих мест, образовавшийся в результате добычи угля, сделал Автодром города популярным местом проведения разнообразных чемпионатов по авто и мотогонкам, как национального, так и международного уровня.
 
И конечно, в Мосте, как и во всех современных городах Европы, работают многочисленные торговые центры, предлагающие покупателям самые разнообразные товары на любой вкус и достаток.
 

Достопримечательности Моста

 
Снос старого города в середине 20 века привел к тому, что кроме единственного уцелевшего Костела на территории Моста не осталось старых построек. Долгое время город не пользовался популярностью туристов именно по этой причине, однако сегодня Мост достойно встречает посетителей. Вот лишь некоторые из тех мест, которые вы не можете не посетить, однажды приехав в Мост:
 
 
 
  • «Перемещенный» Костел Успения Девы Марии  – единственное старое здание, уцелевшее в городе
  • Самое высокое здание Устецкого края (96 метров)
  • Ипподром, один из 4 в Чехии, квалифицированный для скачек категории «А»
  • Автодром – один из крупнейших в Чехии
  • Трамвайная линия Мост-Литвинов
  • Озеро Мост – второе по величине и самое глубокое в Чехии
  • Крупнейший виноградник в Чехии, производящий уникальное кошерное вино
  • сафари в шахтах – увлекательный аттракцион в недрах настоящих угольных шахт

 

система комментирования CACKLE

ВНЖ в Чехии. Миф или реальность?
Только BF расскажет вам об

иммиграции в Чехию!


Получите бесплатно запись вебинара!

Новостная рассылка

Подпишитесь на новости BF Company!


Вы еще не с нами? Расскажите, почему.
Приглашаем на работу.
Помогите нам стать лучше!

Если вам все понравилось - расскажите это своим друзьям! Если нет - расскажите это нам.


Позвоните директору!

Павел: +420 775-868-238
pavel@balticflora.ru